Приемный ребенок в школе

Итак, вы встретились.
Вы - за учительским столом, приемный ребенок за партой в Вашем классе.
У каждого за спиной свой багаж. У Вас - педагогическое образование и опыт, теплое отношение к детям и большое желание научить их важным и полезным вещам. А в отдельном кармашке Вашего опыта, скорее всего с детства, хранится прекрасный образ конкретного учителя-умного, справедливого, которым вы восхищались, доверяли ему, уважали.
И ещё есть детский опыт, как Вы были умницей, старались, испытывали заслуженное чувство гордости. А в важном кармане вашего багажа ( там, где обычно хранят документы и паспорт) лежит представление о себе "я - хороший человек" и самоуважение.
А что в багаже приемного ребенка?
Там все вперемешку натолкано, все как попало.
Там бесконечная череда взрослых. Некоторые добрые, но потом уходят из твоей жизни и забывают о тебе (иногда умирают).
Часто взрослые жестоки, злы, пьяны, пугают. И почти все они непредсказуемы. Им нельзя доверять, надо всегда быть начеку, не поддаваться, давать сдачу, бить первым. А пока они рядом- не упускай момент, получи хоть какую- то выгоду!
Детский карман "я хороший", там, где мы храним самоуважение и доверие - пуст!
Что происходит дальше?
" Руслан встал и пошел прямо на уроке, на замечания не реагировал, я хотела усадить его за пару, а он резко вырвался и кривлялся!".
" У Миши соседка по парте взяла карандаш- он в ответ с размаху ударил ее кулаком в лицо! Весь побелел, глаза злые, кулаки сжаты. И девочку ему совсем не жаль!"
" Весь класс пишет, Маша просто сидит. На замечания отвечает равнодушным голосом: " Я пишу, пишу..." . А сама даже ручку не взяла в руку!
Учитель говорит, объясняет, требует, ругает, родителей вызывает. Но ничего не меняется. Даже хуже становится. Приемного ребенка уже все ребята сторонятся, никто сидеть с ним не хочет.
И жаль его и злость берет и невольно думаешь: " Как было бы хорошо, если бы его в классе не было!"
И вот наступает момент, когда перед педагогом встаёт выбор: приложить все усилия, что бы научиться понимать ребенка, наладить с ним контакт, научить его доверять тебе- или приложить все усилия, что бы избавиться от этого ежедневного кошмара?
Что легче?
Но самое трагичное впереди: отчаявшийся издерганный родитель, которого тоже стыдят, упрекают, ругают, критикуют, причем публично (на педсовете, Комиссии по делам несовершеннолетних), штрафуют, тоже испытывает отчаяние, злость, обиду.
Он тоже встаёт перед выбором: выстраивать отношения с приемным ребенком, со школой, кружками, кровной семьёй ребенка, объяснять собственным кровным детям, родственникам "зачем мы этого неблагодарного придурка в семью взяли, без него так хорошо было! " и ПРОДОЛЖАТЬ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА.
А можно взять и закончить этот кошмар - написать заявление об отказе.
А что ребенок?
Он ещё раз убедится, что он никчёмный и никому не нужен, никому нельзя верить. Будь всегда начеку. Бей первым!
Ольга Пчельникова